×
Открыть
Городские новости и погода в приложении 63.ru
«Мама!»: милые гости

Режиссер: Даррен Аронофски
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер, Брин Глисон, Донал Глисон, Йован Адепо, Патриция Саммерсетт, Кристен Уиг и другие.

Там, где мобильная связь еще не вылезла из 2000-х, а об интернете никто и не слышал, живут муж и жена. Но даже в такой глуши им есть, чем заняться – пока он разбирается в творческом кризисе, она приводит в порядок убранство огромного старого дома. Тишина и покой рассеиваются стуком во входную дверь. Незваный гость представляется врачом, тотчас же очаровав хозяина дома, и получает приглашение остаться переночевать. Правда, одной ночью дело не ограничивается. Пока растерянная жена свыкается с мыслью о наличии в доме не только непрочной мойки, но и скромной мужской компании, семейная идиллия получает еще одну трещину – появление взбалмошной стервозной женщины, которую, похоже, волнует личная жизнь хозяев, а не состояние загостившегося супруга. Прочность уз брака отшельников подвергнется еще более серьезному испытанию, ведь вскоре на пороге появляются сыновья новых знакомых. С их приходом в маленьком раю воцаряются скандалы, хаос и кровь. Ах, какими все-таки гостеприимными и щедрыми бывают поэты.

Без сомнения, новая кинокартина Даррена Аранофски («Реквием по мечте», «Черный лебедь») является одним из самых противоречивых проектов режиссера, вызывающим неподдельный восторг у одних и откровенное недоумение у других. Такая реакция угадывалась еще во время выхода первых трейлеров, изменения написания названия и чуть ли не секретной пиар-компании, благодаря которой «мама!» представала шокирующим артхаусным хоррором. Сам творец всячески скрывал малейшие подробности сюжета, для которого в этот раз, по-видимому, не писаны никакие голливудские рамки. Лента приобрела таинственный ореол и пробудила зрительское любопытство, чего, скорее всего, и добивался автор. Но способен ли удивить сам фильм? И да, и нет – на этот вопрос нельзя ответить иначе. С точки зрения режиссуры и подачи истории сложно найти еще одну так же проработанную и мастерски выдержанную камерную драму, гнетущую атмосферу пустоты которой не смогла бы передать ни одна музыка, поэтому ее здесь попросту нет. Виртуозная работа бессменного для Аранофски оператора Мэттью Либатика станет настоящим двухчасовым кошмаром для всех ненавистников Дженнифер Лоуренс («Голодные игры», «Мой парень – псих»). Именно ее чаще всего будет полностью охватывать эффектная и эффективная одновременно «дрожащая камера». К таким крупным планам ни одна реклама духов не подготовит.

Тем не менее в актерских способностях Лоуренс и Бардема («Старикам тут не место», «Бьютифул») особых сомнений никогда не было – они играют так, как того требует ситуация на экране. Гораздо интереснее те, кто находятся на втором плане или появляются лишь на парочку важных мгновений. Мишель Пфайффер («Лицо со шрамом», «Я – Сэм») мгновенно приковывает к себе все внимание в кадре, вызывая неподдельные эмоции не только у обескураженной хозяйки дома. Кристен Уиг всего за несколько минут заставляет напрочь забыть о своем заезженном комедийном амплуа, а братья Глисоны, словно песчаная буря, взрывают обстановку и удаляются восвояси. Одним словом, в этом маленьком фильме все работает, как режиссерские часы, приводя в восторг любого киномана и перфекциониста. Проблема в том, что когда речь заходит о содержании, к «маме!» могут возникнуть вопросы. Их число будет зависеть напрямую от вашего отношения и интереса к библейской тематике, которая и лежит в основе ленты. Аранофски продолжает повторять религиозные постулаты, не забывая вставать на защиту матери-природы, об экологических ранах которой он без стеснения говорил в противоречивом «Ное». В этот раз аллюзии и образы поданы настолько просто, что для расшифровки этого артхаусного ребуса вам потребуется лишь вспомнить про деву Марию, Адама с Евой, Иисуса и события Ветхого Завета, которые их связывают между собой.

Трактовок у фильма можно насчитать еще как минимум две, но самая первая и очевидная все-таки вызывает смешанные чувства. Она не выходит за рамки назидательного пересказа прописных истин под фальшивой оберткой шокирующего эксперимента. Ничего откровенно резонансного и пугающего в кинокартине, по большому счету, нет, и Михаэль Ханеке с его «Забавными играми» может спать спокойно. Наличие парочки неприятных, но совершенно ожидаемых кровавых сцен ничего не меняет. Кроме того, «мама!» при всей стройности сюжетной структуры очень неспешно набирает темп и разбивается на «острые» сцены и те, в которых ничего не происходит. Так, героиня может молча и в полной тишине ходить по дому несколько минут. И если вы легко засыпаете на творениях Малика, то риск погрузиться в дремоту крайне велик и здесь. Как бы то ни было, режиссеру ленты следует отдать должное за филигранную по своему накалу и выдумке кульминацию, а за откровенно черный юмор на грани абсурда выразить благодарность от всех тех, кто так «любит» принимать надоедливых гостей. Может быть, именно поэтому никогда не стоит ждать радушного приема каждому, кто вдруг решит познакомиться с творчеством Даррена Аранофски. Впрочем, не стоит сомневаться, что и у такой поэзии всегда найдутся почитатели.

                                                                                                     Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.63.ru
Просмотров: 8192